Курс

Акустическая звукорежиссура

От основ звукозаписи до сведения и мастеринга акустической музыки
  • Получите основные знания по акустической звукорежиссуре
  • Научитесь выбирать и правильно расставлять микрофоны для записи музыкальных инструментов
  • Изучите принципы записи как малых, так и больших акустических составов
  • Получите готовые решения по расстановкам микрофонов
  • Разберете принципы монтажа, сведения и мастеринга акустической музыки
Начало
Сентябрь 2025
Продолжительность
8 месяцев - 30 занятий по 2 часа
Формат обучения
Вебинары, практические задания, обратная связь и ответы на вопросы в течение всего курса
Сертификат школы
После прохождения обучения

О курсе

Данный курс посвящен записи акустической музыки, начиная от общих принципов работы в акустическом поле и приемов записи конкретных музыкальных инструментов и коллективов и заканчивая техниками монтажа, сведения и мастеринга.
Автор курса — Мария Соболева, один из ведущих звукорежиссеров России в области акустической музыки, профессор РАМ им. Гнесиных, профессор ВГИК, профессор Института Современного Искусства, председатель Гильдии звукорежиссеров Российского музыкального союза.

Кому подойдет этот курс

Звукорежиссерам записи музыки

Повысите качество своих записей. Сможете работать с более сложными составами и получать стабильно высокий результат.

Если у вас мало опыта работы с акустической музыкой

Получите необходимую теоретическую базу и набор готовых решений, которые сможете успешно применять сразу после курса

Студентам профильных ВУЗов

Более глубоко изучите принципы акустической звукозаписи - формирование и передачу пространственного образа при помощи микрофонных систем, совмещение планов, компенсацию акустической задержки.

Микс-инженерам

Изучите техники сведения акустической музыки, разберетесь в назначении различных групп микрофонов и в том как их правильно балансировать для получения правильного микса.

Программа обучения - 8 месяцев

Три модуля по 10 занятий в каждом.

Модуль 1. Основы звукорежиссуры.

Базовые знания в объёме годового вузовского курса по нескольким дисциплинам.

Виды деятельности звукорежиссера • Технологии звукорежиссуры • Студийная звукозапись • Концертная звукозапись • Аудиовизуальная звукорежиссура • Одновременная и последовательная звукозапись • Понятия наложения, мониторинга, монтажа, сведения, мастеринга • Параметры оценки качества фонограмм

Скорость звука • Длина волны • Частота • Фаза • Распространение звуковых волн • Звуковые явления

Устройство слуховой системы • Бинауральный слух • Пространственная локализация • Кривые равной громкости, маскировка и пр.

Связь восприятия звуковой картины с бинауральным слухом • Микрофонные системы

Первые отражения • Поздний реверберирующий процесс • Радиус гулкости • Диффузное поле •  Восприятие акустического поля • Основы владения ревербератором

Аэрофоны • Хордофоны • Мембранофоны • Идиофоны • Акустические характеристики• Динамические и частотные диапазоны • Атаки • Подход к записи
Амплитудно-частотная характеристика • Оси максимальной чувствительности • Диаграммы направленностей • Влияние технических характеристик микрофона на выбор в творческом процессе звукозаписи
Входы и выходы • Insert и Aux • Мастер секция • Мониторинг • Решения по коммутации тракта для типовых задач
Пространственная, динамическая, спектральная обработки звука • Виды эквалайзеров, приборов динамической обработки, ревербераторов • Типовое использование приборов обработки
Возможности DAW • Основной функционал • Организация сессии для различных задач

Модуль 2. Запись музыкальных коллективов.

Все, что необходимо знать для подготовки и проведения студийной записи любой сложности.
Восприятие звуковой картины • Cтереофония фазово-временного, интенсивностного и спектрального способа восприятия • MS стереофония • Комбинированные системы и использование их для различных творческих задач • Управление стереофоническим балансом при помощи стереофонических систем
Трехплановая звукорежиссура • Совмещение планов
Выбор микрофонов • Влияние расположения микрофонов относительно исполнителя на формирование звуковой картины • Возможные ошибки
Диффузное поле и радиус гулкости • Выбор места, стереофонической системы, высоты, расстояния до стен и пр. в зависимости от акустических условий
Понятие «свой-чужой» • Оптимальные расстояния • Использование осей максимальной чувствительности и диаграмм направленности • Постановка на сольные инструменты и оркестровые группы

Понятие гребенчатого фильтра • Техника компенсации акустической задержки

Задачи • Звукорежиссерские пометки, типовые обозначение в нотах • Партитуры и клавиры • Советы по быстрой ориентации в партитуре любой сложности

Понятие камерной музыки • Классификация коллективов • Рассадки музыкантов на сцене и в студии звукозаписи • Выбор стереофонической оси и микрофонной системы для различных задач

Виды оркестров и рассадки • Особенности расстановки каждого из планов микрофонов

Подготовка к записи • Этический кодекс звукорежиссера • Владение переговорником • Классификация исполнителей по типам поведения в студии • Советы по решению сложных ситуаций

Модуль 3. Постпродакшн: монтаж, сведение и мастеринг.

Работа с записанным материалом от монтажа до выпуска.
Организация сессии в различных цифровых рабочих станциях
Основы микширования многодорожечных фонограмм • Основы панорамирования • Пространственная обработка • Соединение натуральной и искусственной реверберации • Динамическая и спектральная обработки при сведении акустической музыки
Цели и задачи • Виды монтажа: горизонтальный, вертикальный, четырехточечный • Работа с нотным текстом • Работа в различных цифровых рабочих станциях • Ансамблевые, темповые, динамические неточности и борьба с ними • Crossfade
Основы • Уровни • Мониторинг • Громкость • Финальная обработка • Технический мастеринг для CD и стриминговых платформ в программах Sequoia и Pyramix

Преподаватель

Мария Соболева

Мария Соболева

Cпециалист в области записи академической и джазовой музыки, профессор Московской государственной консерватории, профессор ВГИК, профессор Института Современного Искусства (ИСИ).

Работала на Всесоюзной студии грамзаписи фирмы «Мелодия», в студии Государственного музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки, в фирме «Русский компакт диск». С 2004 по 2008 год — главный звукорежиссер Московского театрально-концертного центра Павла Слободкина.

В 2001-2010 гг. — заведующая кафедрой звукорежиссуры РАМ имени Гнесиных, затем возглавила кафедру звукорежиссуры в Институте современного искусства. С 2009 г. также преподает во ВГИКе им. Герасимова, с 2015 — в Московской консерватории.

Автор многочисленных публикаций в профессиональных изданиях и учебных программ. Регулярно проводит мастер-классы для российских и иностранных слушателей.

Получите консультацию

Запишитесь на курс

8 месяцев обучения
Варианты покупки
Курс целиком со скидкой
Модуль «Основы звукорежиссуры»
Модуль «Запись музыкальных коллективов»
Модуль «Монтаж, сведение и мастеринг»
8 месяцев обучения
В рассрочку на месяцев
от руб./мес

первый платеж - через месяц

Или одним платежом:
руб.

Введите ваши данные

Способ оплаты - целиком или в рассрочку - вы сможете выбрать на следующем шаге

Рассрочка — это форма кредита (займа), при которой переплаты по кредиту (займу) не возникает за счет скидки на товар, 
 предоставляемой продавцом. Условия обслуживания будут определены по результатам рассмотрения заявки. Подробные условия.

Частые вопросы

Да, конечно. В этом курсе мы даем все необходимую теорию. Более того, принципы традиционной акустической звукорежиссуры служат основой для дальнейшего погружения в профессию.

Для прохождения курса вам понадобится только компьютер с выходом в интернет, наушники или студийные мониторы хорошего качества.

Записи уроков будут доступны вам в личном кабинете в течение всего курса + 6 месяцев после завершения

Другие курсы